Модуль 3

Модуль 3. Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми

Тема 7. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ


В советский период данные о состоянии наименее защищённых групп граждан относились к числу закрытых и не публиковались ни в средствах массовой информации, ни в научных изданиях.

В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.

До второй половины 80-х гг. в СССР существовало два типа государственных учреждений, занимающихся социальным обслуживанием людей старшего возраста: собесы, ведавшие пенсиями, санаторно-курортными путёвками, льготами для некоторых категорий, т. е. выполнявшие управленческие функции, и собственно учреждения обслуживания − стационарные интернаты для престарелых и больных хроническими психическими заболеваниями. С 1987 г. при собесах и частично при домах-интернатах стали формироваться отделения помощи на дому. Последующее развитие новых форм социального обслуживания, возникновение самостоятельных учреждений, предоставляющих социальные услуги, привело к появлению в 1995 г. ряда федеральных законов, регулирующих их деятельность. Законодательная база социальной защиты пожилых людей в сфере социального обслуживания в основном сформирована, законы не только существуют на бумаге, но и работают.

Известный советский геронтолог А. В. Токарь ещё в 1990 г. писал, что прогрессирующее нарастание численности людей пожилого возраста в общей демографической структуре населения мира заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением потребностей этой группы населения.

Д. Ф. Чеботарёв подчёркивал, что медицинское и социальное обслуживание старых людей должно быть построено по единой системе, которая достигала бы единой цели - сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.

В комплексе проблем социального обслуживания ядром служат социальные проблемы людей старшего возраста (их социально-значимые потребности − так называемые личностные проблемы).

Социальные проблемы пожилых людей - это специфические проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Назовем лишь некоторые из них: проблемы пенсионного обеспечения ("пенсионной малообеспеченности"), проблемы неудовлетворительного состояния здоровья и получения качественной медицинской помощи, проблемы одиночества и семейного благополучия, проблемы адаптации к новым условиям жизни и др.

Проблемы создания рабочих мест для пожилых людей, социального обеспечения растущей массы неработающих пенсионеров, развития инфраструктуры бытовых услуг для пожилых людей, дифференциации мер социальной поддержки пенсионеров, технологизации социальной работы с семьёй пенсионера, инноваций в работе с пожилыми людьми, качества социального обслуживания, компетентности специалиста по социальной работе с пожилыми людьми и т. д. − это проблемы уже другой категории.

К категории общих для объекта и субъекта можно отнести проблемы маргинальности пожилых людей, геронтологических стереотипов общественного сознания, депривации в отношении пожилых людей, образования и трудовой занятости пожилых людей. Перечень можно продолжить, однако следует заметить, что деление социальных проблем на категории − условно и не является целью нашего рассмотрения.

Проблемы социального обслуживания включают в себя и проблемы технологических иннований, и проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старшего возраста, и проблемы профессионализма социальных работников, обслуживающих пенсионеров, и проблемы использования зарубежного опыта удовлетворения специфических потребностей людей старшего возраста.

Часто разговор о новых технологиях социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми ограничивается технологиями, связанными с организацией групп взаимопомощи, и программами различных ассоциаций, с деятельностью добровольцев по активизации образа жизни пожилых людей. Говоря о сотрудничестве органов государственной власти и общественных объединений в деле социального обслуживания граждан старшего поколения, следует учитывать реальный жизненный уровень этой категории, а также состояние нормативно-правовой базы, уровень развития социальной инфраструктуры.

Современные западные технологии можно применять в работе с пожилыми людьми в полустационарных или нестационарных учреждениях социального обслуживания. Однако стационары пока не располагают современной материально-технической базой, специальным оборудованием и профессиональными кадрами, в них пока сложно организовать социальную адаптацию и социальную реабилитацию, в особенности гериатрическую реабилитацию, направленную на сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей.

Стремление через инновационный опыт к дешевизне, минимизации расходов на социальное обслуживание часто сопровождается минимизацией численности специалистов: в штатном расписании могут быть не представлены психологи, специалисты социальной работы, гериатры, т. е. специалисты по поддержанию, восстановлению функционирования пожилых и старых людей [48, с. 22-23].

Попробуем рассмотреть эти проблемы, несмотря на их глубокую внутреннюю связь, отдельно, учитывая их конкретную значимость.

Формы и учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста

Суть социальной работы с людьми "третьего возраста" прежде всего состоит в создании сети учреждений социального обслуживания, способной обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей, создать условия для реализации их возможностей.

В ст. 16-20 Федерального закона от 02.08.95 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" определены следующие основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста (и инвалидов):

1) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

2) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

3) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание населения в России, как и в других странах, ставит благородную цель - обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой группы в адекватном уходе и одновременно создать более благоприятные возможности для их социальной адаптации, включения их в процессы функционирования гражданского общества.

По данным на начало 2002 года в системе социальной защиты населения РФ действовали:

14 геронтологических центров на 3,2 тысячи мест;

611 домов-интернатов общего типа на 93,4 тысячи мест;

440 психоневрологических интернатов на 130,6vтысяч мест;

76 домов милосердия на 2,8 тысяч мест.

Прослеживается чёткая тенденция социально-медицинской специализации и повышения комфортности проживания престарелых пенсионеров в стационарных учреждениях социального обслуживания, в основном за счёт разукрупнения многоместных домов-интернатов.

Получили развитие инновационные формы стационарного социального обслуживания: дома-интернаты милосердия, дома-интернаты малой вместимости, геронтологические и реабилитационные центры, хосписы.

Ускорился процесс формирования сети учреждений малой вместимости. Как правило, такие учреждения состоят в ведении органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ и финансируются из соответствующих бюджетов.

Открываются учреждения социального обслуживания малой вместимости в сельской местности (Мордовии, Татарстана, Краснодарского и Ставропольского краёв и др.)

В 31 регионе России работают 48 специализированных домов- интернатов для лиц без определённого места жительства и занятий и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.

Кроме этого, действуют 40 домов ночного пребывания, 16 социальных приютов, 21 социальная гостиница, 20 центров социальной адаптации и 8 других подобных учреждений, обслуживающие около 52-ти тысяч человек (бомжей, освободившихся из мест лишения свободы).

Во всех субъектах РФ действуют отделения срочного социального обслуживания.

Приоритетной формой социальной помощи пожилым в нестационарных условиях является предоставление социально-бытовых услуг на дому. Эта форма обслуживания является самой востребованной и экономически выгодной (ежегодно свыше 1 млн человек обслуживается этой формой).

Активно внедряются участковый, бригадный методы обслуживания клиентов на дому; организуется мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в труднодоступных районах; практикуется посещение пожилых людей психологом. В отдельных регионах проводится эксперимент по централизованной доставке продуктов питания для обслуживаемых на дому, предоставлению коммунальных услуг через организованные столы заказов.

Всего в России 1883 Центра социального обслуживания, в структуре многих из них предусмотрены геронтологические отделения. Большой популярностью у пожилых людей пользуются отделения дневного пребывания (в структуре Центров 1142 отделения, обслуживающих около 730 тысяч человек в год). В структуре Центров имеются также отделения временного пребывания для престарелых (596 отделений ежегодно обслуживают более 50-ти тысяч человек). Оказываются разовые услуги − срочную социальную помощь в 2001 г. получили более чем 12 млн человек.

В социально-реабилитационных отделениях в течение года могут пройти реабилитацию более 80-ти тысяч пенсионеров.

Для приближения социальной помощи к месту проживания граждан в структуре ЦСО создаются филиалы, организуются выездные бригады специалистов по социальному обслуживанию, автобусы и поезда "Милосердия", автопоезда в сельскую местность и так называемые "социальные экспрессы".

Учитывая рост платы за проезд на местных автобусных маршрутах, учреждения социального обслуживания населения ряда областей России организовывают для малообеспеченных пенсионеров социальные автобусные рейсы. В регионах начато создание службы социального такси.

В Пензенской области создана "биржа обменных услуг", направленная на развитие помощи пожилых людей друг другу, безденежный взаимообмен услугами, которые они в состоянии предложить и предоставить. Создаются группы взаимопомощи и самопомощи в домах по соседству - добровольное объединение на договорных принципах граждан, живущих по соседству.

На базе бывших санаториев и пансионатов открываются социально-оздоровительные центры для проведения полустационарных мероприятий, укрепления здоровья, повышения физической активности клиентов (в 2001 г. их действовало более 40).

Перспективной является модель структуры жизнеобеспечения пожилых людей - специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения (133 таких дома; в них проживает более 19 тысяч одиноких пенсионеров).

В регионах создаётся муниципальный жилой фонд социального использования, особенность которого - определённое ограничение в проживании без права прописки и наследования; организуются отделения договорного социального обслуживания на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

Для социальной поддержки одиноких и одиноко проживающих пенсионеров и супружеских пар проводится работа по заключению договоров пожизненного содержания с иждивением, передаётся жильё одиноких пожилых людей в муниципальную собственность на условиях пожизненной ренты. Пенсионерам, принятым на пожизненное содержание, кроме социальных услуг, гарантированных государством, предоставляются дополнительные услуги (оплата коммунальных услуг, телефона, услуг сиделки) по договору. Нормативно-правовой основой для такой деятельности служит Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Договоры пожизненного содержания заключаются на добровольной основе с одинокими пенсионерами, достигшими 65 лет; одинокими инвалидами, достигшими 60 лет; супружескими парами, если каждый из супругов относится к любой из категорий граждан, перечисленных выше.

Региональными отделениями общества "Знание" совместно с советами ветеранов и общественными объединениями открыты народные университеты "третьего возраста" с факультетами права, здоровья, политических и экономических знаний, психологии, агротехники, культуры и домоводства.

Серьёзной мерой по улучшению социального положения пенсионеров явились Федеральные программы "Старшее поколение".

Однако в сфере социального обслуживания пенсионеров есть немало проблем:

− с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой − существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объёмом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

− острой остаётся проблема очерёдности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек − в нестационарных условиях);

− недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

− актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами прежде всего по объективным причинам будет возрастать;

− работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

− требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа [10, 6-9].

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Предусмотрена реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, в частности:

Решение включить в программу "Старшее поколение" пилотный проект, связанный с хосписами на дому, говорит о том, что забота об умирающих людях поручается органам социальной защиты. Пока отношение к идее хосписного обслуживания на уровне регионов прохладное. Делаются только первые попытки повернуться к проблемам безнадёжно больных и умирающих граждан.

В рамках данного проекта проводится научно-исследовательская работа "Анализ и оценка потребностей лиц пожилого возраста, находящихся в терминальной стадии заболевания, и членов их семей в социально- медицинских услугах на дому и выбор оптимальной модели сотрудничества социальных, медицинских работников и семьи, обеспечивающей уход за больным".

Проектом предполагается: 1) создание школы - хосписа как учебно- методического центра для подготовки медицинских и социальных работников, а также обучение членов семей навыкам ухода за больными; 2) развитие добровольческого движения и привлечение волонтёров к хосписному обслуживанию на дому.

Администрация Кемеровской области и Департамент Международного развития Великобритании стали участниками нового совместного проекта Российско-Европейского фонда "Поддержка развития системы социального обслуживания пожилых людей в Кемерово и Кемеровской области". Директор проекта с Британской стороны Тони Виднер, обосновывая участие данного региона России в проекте, отметил инновационные подходы в решении социальных проблем пенсионеров кемеровской администрации [3, 50-54].

В активе инноваций кемеровчан: создание городского клуба для одиноких; интернат для пожилых людей; "кузбасская пенсия" − её получает каждый 5-й пенсионер (всего в области 814 тысяч пенсионеров, или 27,3 % населения); 112 тысяч пенсионеров ежегодно получают адресную помощь − деньгами, оплатой за операции и лекарства, продуктами, одеждой и обувью, углём. Открыты три специальных дома для ветеранов. В домах для ветеранов имеются аптека, медицинский пункт, столовая с льготными ценами. Развивается такой вид социального жилья для пожилых людей, как малые приюты (всего в области 39 приютов). В структуре ЦСО, кроме гарантированных государством социальных услуг, − социальный магазин, социальная столовая, социальная парикмахерская, социальное реабилитационное отделение, клубы общения, группы здоровья, швейные мастерские, комната для отправления религиозных обрядов. Есть Центр дневного пребывания, открыт хоспис.

Основная задача данного совместного международного проекта - совершенствовать социальный уход за пожилыми людьми на дому и в домах-интернатах. "Территориями" проекта стали три ЦСО и два дома-интерната. Участниками проекта определены Кемеровский и Новокузнецкий Университеты как базы подготовки кадров. В рамках проекта предусмотрены семинары-тренинги, консультации, встречи- обсуждения, программы подготовки преподавателей (через семинары-практикумы, учебно-ознакомительные поездки), заключительная конференция, распространение результатов накопленного в ходе реализации проекта инновационного опыта.

В целях дальнейшего совершенствования организационно- методического руководства по социальной защите пожилого населения и создания единого подхода к решению вопроса о наименовании учреждений (отделений) социального обслуживания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста (и инвалидов) рекомендовано использовать Номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания, разработанную департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения при Министерстве труда и социального развития РФ (2003 г.) [31, c. 32-39].

Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста:

  1. Специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  2. 1.1. Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания:

    − дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;

    − дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;

    − специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;

    − психоневрологический интернат;

    − реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;

    − дом-интернат (отделение) милосердия;

    − геронтологический центр;

    − геронтопсихиатрический центр;

    − дом-интернат малой вместимости;

    − социально-оздоровительный центр.

    1.2. Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования:

    − специальный дом для одиноких престарелых;

    − социальные квартиры.

    1.3. Учреждения (отделения) полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

    − дом ночного пребывания;

    − социальный приют;

    − социальная гостиница;

    − центр (отделение) социальной адаптации;

    − социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;

    − центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

    − центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    1.4. Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому:

    − центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

    − специализированное отделение социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    1.5. Учреждения (отделения) срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

    − служба (отделение) срочного социального обслуживания.

    1.6. Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь:

    − консультативный центр (отделение).

  3. Комплексные учреждения социального обслуживания
  4. 2.1. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

    2.2. Комплексный центр социального обслуживания населения;

    2.3. Комплексный социальный центр по оказанию помощи людям без определённого места жительства.

  5. Иные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них:
  6. − социальная столовая,

    − отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан,

    − лечебно-производственные трудовые мастерские,

    − подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и др.

    "Отделение" в соответствии с формой оказания социальных услуг может входить в состав учреждения социального обслуживания как его структурное подразделение или находиться при органе социальной защиты населения. Самостоятельное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов может носить следующие наименования: дом-интернат; интернат; пансионат; центр; приют; гостиница.

    Данная Номенклатура разработана с учётом формы собственности учреждения (отделения) социального обслуживания, специализации по форме оказания социальных услуг и наличия специализации по категориям лиц, которой учреждение (отделение) оказывает услуги.

По форме собственности все учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно, ст. 4 Федерального закона от 10.12.95 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", могут быть:

1) государственными учреждениями (отделениями) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющимися федеральной собственностью и находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, и государственными учреждениями (отделениями) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющимися собственностью субъектов РФ и находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;

2) муниципальными учреждениями (отделениями) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

3) учреждениями (отделениями) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов иных форм собственности.

В зависимости от наличия специализации по форме оказания социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 02.08.95 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" учреждения социального обслуживания могут быть:

1) специализированными учреждениями (отделениями) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

2) комплексными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

По форме, в которой специализированные учреждения (отделения) оказывают специальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, они подразделяются:

1) на стационарные учреждения (отделения) обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

2) учреждения (отделения) полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

3) учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;

4) учреждения (отделения) срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

5) учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь;

6) специальные дома для одиноких престарелых (социальные квартиры), предоставляемые муниципальным жилищным фондом социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60-ти лет и женщин старше 55-ти лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18-ти лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Психоневрологический интернат − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан и инвалидов (старше 18-ти лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан, инвалидов 1-й и 2-й групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Геронтологический центр − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.

Геронтопсихиатрический центр − социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую работу в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проводит работу по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.

Дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов − социально-медицинское учреждение, численностью не более 50-ти человек, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан, инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18-ти лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Социально-оздоровительный центр − учреждение социального обслуживания, предназначенное для проведения социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путём укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического тонуса.

Специальный дом для одиноких престарелых (социальная квартира) − специализированный дом или квартира, входящие в состав жилищного фонда социального использования; создаются для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Специальный дом или квартира предназначаются для обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания, создания условий для предоставления проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создания условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр (отделение) социальной адаптации − учреждения (отделения) социальной помощи, создаваемые в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определённого места жительства и занятий. Данные учреждения (отделения) предназначены для временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определённого места жительства и занятий, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов − структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично её утратившими.

Центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов − учреждение (отделение), предназначенное для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до шести месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.

Центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов − учреждение (отделение), предназначенное для временного (до шести месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Специализированный центр (отделение) социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для временного (до шести месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающих тяжёлыми заболеваниями.

Центр (отделение) срочного социального обслуживания − учреждение (отделение), предназначенное для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Консультативный центр (отделение) − учреждение (отделение), предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путём содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов − учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Комплексный центр социального обслуживания населения − учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения, создаваемых в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства − учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, без определённого места жительства в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.

Социальная столовая - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путём обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами.

Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан − структурное подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам.

Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - структурные подразделения учреждений социального обслуживания, предназначенные для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

Однако государственная система социального обслуживания неспособна самостоятельно, без участия общественных организаций и добровольцев, на достаточно качественном и количественном уровне удовлетворить все социально значимые потребности пенсионеров. Пожилые и престарелые люди нуждаются в более чем 30-ти видах услуг − от доставки продуктов питания на дом и содействия в получении медицинской помощи до ремонта электробытовой техники, стирки белья и сопровождения в баню.

Насущным является обсуждение и решение проблемы участия негосударственных организаций в социальной практике и взаимоотношения их с государственной системой социального обслуживания, а также привлечение волонтёров к социальной работе с пожилыми людьми.

Проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старших возрастов

Ни одна страна не в состоянии справиться с задачей по поддержке старшего поколения, опираясь лишь на государственный бюджет. Даже очень богатые государства возлагают в этом большие надежды на религиозные и общественные организации, а также отдельных граждан, которые проявляют инициативу и оказывают пожилым людям поддержку на общественных началах.

Некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что государственная система социального обслуживания и поддержки старшей возрастной группы строилась как бы на пустом месте. Между тем все предыдущие годы в этой сфере развивалась и проявляла себя неформальная общественная и добровольческая инициатива. Люди, независимо от своего положения, действовали в духе общечеловеческих традиций милосердия. Это был существенный фактор выживания слабо защищённых групп населения в условиях отсутствия системы социальной поддержки со стороны государства, о котором не следует забывать и сегодня, когда государственная система социальной защиты сформировалась.

Традиционные организации, занимающиеся пожилыми людьми

Российское общество Красного Креста

Старейшей организацией, оказывающей медико-социальную помощь пожилому населению, является Российское общество Красного Креста (РОКК). На протяжении долгой истории приоритетные направления деятельности общества смещались: после Октябрьской революции Красный Крест помогал беспризорным детям, в годы Великой Отечественной войны готовил и направлял на фронт и в тыловые госпитали медицинских сестёр и санитарных дружинниц, на протяжении последних сорока лет активно вовлекал в массовое движение безвозмездного донорства. И в настоящее время Красный Крест оказывает помощь беспризорным детям, беженцам и мигрантам, по-прежнему занимается безвозмездным донорством, однако основной программой общества является служба милосердия. Служба милосердия включает организацию медико-социальных центров, а также повседневное надомное обслуживание престарелых и людей, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями, преимущественно онкологическими, психическими, туберкулёзом.

Структура общества, построенная по территориальному и производственному принципам, включает Центральный комитет Красного Креста, областные, краевые, городские и окружные комитеты, а также дорожные комитеты (3-4 человека), действующие на железных дорогах. В советский период деятельность организации финансировалась главным образом за счёт сбора членских взносов, годовая сумма которых достигала 15 млн рублей. Сегодня ситуация резко изменилась. В период перестройки руководством организации была допущена громадная ошибка, заключающаяся в том, что на протяжении нескольких лет Красный Крест не занимался вовлечением новых членов и сбором членских взносов. Общество пытается восстановить упущенное, но сделать это очень нелегко. В ряде регионов России ситуация просто плачевная. Например, в Красном Кресте Волгоградской области всего одна медсестра, в Карелии − две. На огромной территории Красноярского края работают только медсёстры. Наиболее успешно и активно Красный Крест действует в Москве, Ульяновской, Белгородской, Самарской и Новосибирской областях.

Всероссийская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов

В советский период в регионах и на предприятиях активно действовала широкая сеть ветеранских организаций. В 1986 г. произошло объединение ранее существовавших ветеранских организаций единым уставом, согласно которому все региональные организации стали являться отделениями Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов и подчиняться решениям её пленумов и съездов. Сегодня в её составе свыше 90 тыс. ветеранских организаций − республиканских, краевых, окружных, областных, городских, районных, поселковых, а также первичных организаций, создаваемых по месту жительства, на предприятиях и в учреждениях.

Спонсорские средства и доходы от лотерей, поступающие в специальный фонд, созданный Советом Всероссийской организации ветеранов, расходуются на культурно-массовые мероприятия и подарки ветеранам.

В первичных организациях люди работают в основном на добровольных началах. На некоторых предприятиях работники ветеранских организаций получают заработную плату, благодаря политике руководства предприятий и деятельности профсоюзов. В некоторых регионах (Челябинская область, Республика Коми) средства на оплату труда работников ветеранских организаций закладываются в местные бюджеты.

Первичные ветеранские организации тесно сотрудничают с Центрами социального обслуживания, поставляя последним информацию о нуждающихся для обеспечения адресной помощи.

На федеральном уровне Всероссийская организация ветеранов, Российское общество Красного Креста и Всероссийское общество "Знание", создающее систему Университета "третьего возраста", являются практически единственными общественными организациями, помогающими людям старших возрастов. Вполне допустима мысль о том, что существуют и другие общественные организации, возможно менее консервативные и более "продвинутые" в плане подходов к решению социальных проблем, но доступной информации об их деятельности пока нет.

Некоммерческие организации (НКО), занимающиеся пожилыми людьми

Статистика организаций, занимающихся проблемами пенсионеров, отсутствует. Можно привести оценку, сделанную сотрудниками Управления регистрации общественных организаций Минюста РФ: в Москве зарегистрировано 9 тысяч общественных региональных и межрегиональных организаций, имеющих головной орган в Москве. Специальный анализ ключевых слов в названиях зарегистрированных организаций (старшее поколение, пожилые люди, ветераны и др.) определил их количество: в Москве зарегистрировано 398 региональных и межрегиональных организаций, в которых принимают активное участие пожилые люди (4.2 % всех организаций) [6, c. 49].

При этом неизвестно, какую долю зарегистрированных организаций составляют традиционные объединения ветеранов и какую - новые организации, возникшие в 90-е годы и позже. Типологизация деятельности негосударственных организаций, занимающихся решением проблем старшей возрастной группы населения, осуществлена на основе качественной информации. На этой же основе произведено вычленение особенностей их подхода, приведены примеры наиболее интересных моделей работы, рассматриваются вопросы финансирования их деятельности и их взаимоотношений с государственными структурами.

Общественные организации, занимающиеся пожилыми людьми, по типу их основных благополучателей можно разделить на три основные группы:

1) организации само - и взаимопомощи, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей конкретных людей или специфических групп граждан пожилого возраста;

2) организации, лоббирующие интересы пожилых людей как категории населения;

3) организации, оказывающие услуги другим организациям.

Данное деление весьма условно, поскольку организация может и лоббировать интересы пожилых людей как категории населения, и одновременно оказывать услуги конкретным людям. Например, если говорить о Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, то её верхушка - Совет ветеранов относится скорее ко второму типу, в то время как первичные ветеранские организации, занимающиеся проблемами конкретных людей, по данной классификации подпадают под первый тип.

Есть основание полагать, что подавляющее большинство организаций, действующих в интересах пожилых людей, относятся именно к группам само − и взаимопомощи.

Общественные организации, лоббирующие интересы пожилых людей, выбирают две основные стратегии: 1) придерживаясь умеренной оппозиции по отношению к существующей власти, пытаться воздействовать на неё в интересах своей группы; 2) самим прийти к власти.

Первая стратегия характерна для Всероссийской Организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Между тем ветеранские организации активно сотрудничают с государственными структурами. В комиссии, действующие при Совете ветеранов, приглашаются представители соответствующих министерств и ведомств. Комиссии занимаются, в частности, вопросами жилищно-коммунального, бытового и торгового обслуживания, общественно-трудовой деятельности, медицинского и медикаментозного обеспечения, культурно-массовой работы, социального обеспечения ветеранов.

Межрегиональная общественная ассоциация юристов-ветеранов ставит своей целью объединение усилий юристов-ветеранов во имя интересов Отечества, укрепления государственности и законности в РФ; оказания помощи ветеранам-пенсионерам и инвалидам в защите и осуществлении их прав, вовлечение их общественно-полезную деятельность.

Иной стратегии придерживается Партия пенсионеров, действующая с 1997 года. Партия выдвигает требования: обеспечить всех пенсионеров пенсиями пропорционально трудовому вкладу каждого в народное хозяйство, восстановить вклады населения, уничтоженные в 1992 г., остановить реализацию губительной для пенсионеров жилищно-коммунальной реформы, установить обязательный набор бесплатных медицинских услуг. На вопрос, за счёт каких средств эти требования будут выполняться, указываются следующие источники: налогообложение недвижимости, рентные платежи, акции приватизируемых предприятий и прекращение воровства.

Благополучателями организаций, оказывающих услуги другим организациям, являются как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся пожилыми и престарелыми. К этому типу организаций относятся прежде всего исследовательские коллективы, изучающие медицинские, социально-психологические, философские, правовые и прочие проблемы пожилого и старческого возрастов. Примером является созданная в 1996 г. московская общественная организация Центр "Геронтолог"", разрабатывающая методологию социально-психологических исследований в области геронтологии и оказывающая существенную методическую поддержку государственным службам социальной защиты населения. Центр ведёт научно- исследовательскую работу, с 1997 г. издаёт ежеквартальный научно-практический журнал "Психология зрелости и старения", активно участвует в работе научно-практических конференций, семинаров и экспертных встречах (в том числе и международных), связанных с проблемами старения людей.

Деятельность групп само − и взаимопомощи во многом схожа с работой служб социальной защиты населения. Среди услуг конкретным людям группы осуществляются: оказание юридической помощи и психологической поддержки; организация питания, патронажных услуг, культурных мероприятий и досуга; коммуникационные и информационно-просветительские услуги.

Однако в деятельности некоммерческих организаций существует ряд черт, отличающих их деятельность от работы государственных служб. Прежде всего, это работа с чётко определённой целевой аудиторией, чьи мнения и нужды более полно учитываются, а потребности удовлетворяются менее формально. Деятельность НКО дополняет работу государственной службы социальной защиты. В то же время, например, И. Збарская, президент патронажной службы Московского фонда сестёр милосердия, обслуживающей 220 одиноких престарелых, отмечает, что их медсёстры уделяют своим подопечным существенно больше времени, чем социальные работники, находящиеся на госслужбе. Согласно результатам опроса, проведённого в 1993 г., более половины обслуживаемых на дому престарелых (51,7 %) сообщили, что социальный работник бывает у них в доме от 5 до 15 минут.

Президент Московского общества инвалидов и пенсионеров "Десница мира" О. Павловский, рассказывая о работе бесплатной столовой, организованной этим обществом для малоимущих пожилых людей, обратил внимание на то, что первоначально, когда этим занималась администрация Тверского управления Москвы, организация обедов для нуждающихся проводилась формально: одну неделю кормили одних, другую - других. Таким образом, общее количество обедающих получалось большое, но при этом отсутствовала подлинная забота о человеке. В столовой Московского общества инвалидов и пенсионеров питаются только 30 бабушек, но они обеспечены едой каждый день. "Мы заботимся о конкретных людях, знаем жизненную ситуацию каждой нашей подопечной, поэтому можем оказать ей тот вид финансовой и психологической помощи, который необходим именно ей", - утверждает О. Павловский, но также считает, что деятельность их организации дополняет работу государственной службы социальной защиты.

Однако деятельность общественных организаций не только дополняет работу государственной системы социального обслуживания, но и расширяет её клиентуру специфическими группами, которые по тем или иным причинам не охвачены государственными социальными службами.

Со специфической группой работает гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание", созданный на базе правозащитного общества "Мемориал". В принципе, эта организация представляет собой хоспис на дому. Организация работает по всей Москве, но обслуживает не всех пожилых людей, а только жертв сталинских репрессий. Формы работы этой организации: патронаж, медико-консультативная помощь на дому.

Другой пример - некоммерческое партнёрство по защите интересов граждан пожилого возраста "Старшее поколение", созданное в 1996−году по инициативе Союза юристов Москвы, благотворительного фонда "Милосердие" и Женевской информационной сети. Партнёрство имеет отделения в Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Мурманске и Мичуринске. "Старшее поколение" два раза в месяц проводит бесплатные юридические консультации в трёх домах-интернатах для престарелых и оказывает юридическую помощь на дому лежачим пожилым людям. Консультации проводятся по вопросам пенсионного законодательства, жилищного, наследственного, семейного права. Руководитель этой организации М. Кузьмина отмечает, что подобных форм юридической помощи (надомной и в домах-интернатах) до сих пор не существовало; "если бы такая деятельность велась раньше, у нас не было бы столько проблем со стариками, обманутыми различными непорядочными банками и при сделках с недвижимостью".

Проблема привлечения добровольцев

Люди во всём мире уже осознали важную роль добровольчества. В России в последние годы отмечается некоторый рост гражданской социальной активности, формируется сектор некоммерческих негосударственных организаций, ширится благотворительная деятельность, развивается добровольческое движение.

Согласно определению, волонтёр (доброволец) − это человек любого возраста, образования, вероисповедания, готовый тратить своё свободное время на выполнение общественной работы за низкую плату или безвозмездно. Волонтёрство является школой общения, налаживания контактов, обретения уверенности в себе, приобретения опыта работы в группе. Участие в волонтёрском движении позволяет проявить свою социальную активность, самореализоваться и самоутвердиться. Очень часто люди действительно желают заниматься добровольческой деятельностью, но сотрудники социальных служб должны определить для себя, действительно ли им нужны добровольцы и для чего.

Волонтёры могут участвовать в обследовании социально-бытовых условий пенсионеров, в проведении совместно с психологом групповых занятий пожилых людей, в оказании помощи нуждающимся (покупке и доставке продуктов питания, уборке и ремонте жилых помещений и т. д.).

Привлечение добровольцев − одна из важнейших задач организаций, оказывающих помощь пожилым людям. Группы само- и взаимопомощи часто привлекают "молодых" мобильных пенсионеров к общественно-полезной деятельности. Можно выделить несколько групп добровольцев.

Эта модель привлечения добровольцев используется в некоммерческом партнёрстве "Старшее поколение", которым был создан клуб с аналогичным названием. Клуб насчитывает 35 членов, среди них не только юристы, есть и профессора медицины, работники культуры, артисты. Члены клуба проводят занятия по различным темам. Совместно с молодёжью организуются "круглые столы", на которых обсуждается накопленный старшим поколением опыт.

Эту схему применяла патронажная служба "Сёстры милосердия". В рамках одной из программ организации был создан лицей, где в течение года медсёстры проходят специальное обучение уходу за пожилыми людьми. Учащимся лицея выплачивается стипендия, а в качестве практики каждая из студенток по полтора часа ежедневно ухаживает за несколькими стариками из Дома ветеранов.

Значительным ресурсом оказания добровольной помощи пожилым людям являются религиозные организации.

В настоящее время общественные организации отрабатывают различные способы привлечения молодёжи к уходу за пожилыми людьми. По программе "Молодые - для пожилых" в одном из округов Москвы из старшеклассников была организована группа патронажных сестёр, которые ухаживают за престарелыми, одинокими жителями района. Школьники доставляют пожилым людям района газеты "Ветеран", "Я - пенсионер", "Достоинство".

Программа "Молодёжная служба милосердия" Московского городского комитета Российского общества Красного Креста, городского Комитета труда и занятости Правительства Москвы и центра "Перспектива" заключается в привлечении студентов медицинских учебных заведений к патронажной работе. Надомным уходом охвачено свыше 4 тысяч человек, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями. Труд студентов оплачивает Комитет труда и занятости Правительства Москвы через центр "Перспектива".

До сих пор в данной теме приводились примеры общественных организаций пожилых и для пожилых, деятельность которых дополняла и расширяла работу государственных служб социальной защиты, либо была ориентирована на защиту прав людей старших возрастов, улучшение их материального благосостояния, удовлетворение насущных жизненных и социальных потребностей.

Однако существуют организации, вектор деятельности которых направлен не "внутрь", а "вовне" − это, например, фонд социальных инициатив "Поварская слобода" (Москва). В нём четыре направления деятельности: милосердие, экология, сохранение историко-культурных ценностей, воспитание свободной личности для свободного общества (работа с подростками и семьями). В организации примерно 150 добровольцев, в основном пенсионеры. Они одновременно и объекты, и субъекты милосердия, но "подопечных" − около 500.

Проблема участия негосударственных организаций в обслуживании пенсионеров может быть рассмотрена в аспекте финансирования программ некоммерческих организаций, ориентированных на пожилых людей.

Организации пожилых и для пожилых используют фактически все возможные способы пополнения бюджета НКО, однако существует некоторая специфика [6, 55].

Во-первых, многие из них имеют паспорт благотворительных организаций и активно пользуются им для привлечения средств. Во-вторых, среди этих организаций (по сравнению с НКО, ориентированными на другие группы населения или сферы деятельности: женщин, молодёжь, экологию и т. д.) на первый взгляд меньше тех, кто получает гранты от зарубежных доноров, но больше тех, кто получает государственное финансирование в той или иной форме. Следует учитывать, что одна программа может финансироваться из нескольких источников.

Гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание" является безусловным лидером по привлечению средств от зарубежных и российских доноров на деятельность, связанную с уходом за престарелыми. Среди источников финансирования его проектов − Агентство США по международному развитию через Международный комитет спасения, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Добровольный фонд помощи жертвам пыток ООН, Фонд Джона и Кэтрин МакАртуров, программа ТАСИС-ЛИЕН Европейского союза.

Президент центра "Сострадание" Е. Джирикова раскрывает секрет этого любопытного феномена: "Мы получаем зарубежное финансирование исключительно потому, что наши старики - это люди, пострадавшие от коммунистического режима. В наших проектах мы делаем акцент на решении проблем молодёжи, женщин… Например, один из наших проектов был направлен на получение женщинами предпенсионного и раннего пенсионного возраста второй профессии, социально востребованной сегодня… Недавно получила грант молодёжная служба милосердия. Подавая заявку, организация сформулировала цель проекта как обеспечение работой младшего медицинского персонала - малообеспеченных незамужних девушек. Но эта работа была связана с уходом за пожилыми! Пожилые − это бескрайнее поле, их проблемы невозможно решить. Поэтому выберите любую другую целевую группу и с её помощью решайте проблемы стариков".

Для участия некоммерческих организаций в работе с пожилыми людьми существенное значение имеет фактор, связанный с характером взаимоотношения некоммерческих организаций с государством в сфере работы с пожилыми людьми.

Проблема взаимоотношения НКО и государства в сфере социального обслуживания пожилых людей пока не стала предметом исследования, поэтому воспользуемся анализом высказываний представителей государственных структур и некоммерческих организаций относительно их взаимодействия [6; с. 56-58].

Этот анализ даёт противоречивую картину.

С одной стороны, на самом низовом уровне между центрами социального обслуживания и первичными ветеранскими организациями, а также другими организациями, обслуживающими пожилых людей, взаимодействие осуществляется достаточно активно. Именно здесь, по-видимому, отношения между государственными и общественными организациями строятся на принципах равноправия и партнёрства. Но чем выше по вертикали, тем больше начинает проявляться отношение к некоммерческим организациям, как к неумелому подмастерью, выполняющему мелкую черновую работу в социальной сфере.

Представители государственных структур объясняют это отношение слабостью и неразвитостью российских общественных организаций: широкого спектра вопросов у нас общественные организации не решают. На Западе - масса различных организаций, каждая из которых занимается отдельной проблемой или подкатегорией граждан. Наши организации в своём большинстве не имеют ничего, кроме управленческого аппарата. Некоторые общественные объединения не слишком глубоко и последовательно стремятся к "самодеятельности" в своей работе и самофинансированию. Они стараются получить помощь и поддержку от государства на свои программы, но сами не имеют сколько-нибудь прочного "актива", надёжной опоры. Для развития своей деятельности, как это ни парадоксально, они не видят социально значимых целей и очень часто обращаются в вышестоящие государственные органы за материальной поддержкой. Но эту поддержку они должны искать в первую очередь у населения, в обществе.

С другой стороны, представители общественных организаций обвиняют государственных чиновников в нежелании идти на контакт, в инертности и пассивности. Одни считают, что в нашей стране к общественным организациям относятся очень негативно. Другие "общественники" полагают, что население относится к ним более доверительно, чем к органам власти, и контакты между некоммерческими организациями и государственными структурами необходимы более тесные.

Вероятно, упрёки с обеих сторон достаточно обоснованы. Как правило, в некоммерческих организациях, решающих проблемы пожилых, также работают пожилые люди, привыкшие к старой, патерналистской, модели взаимодействия между государством и любыми общественными организациями. Многим из них не удаётся преподнести себя в роли равноправных партнёров. Чаще общественные организации выступают в роли просителей. Мало кто из них может доказать, что не законодательная и не исполнительная власть "кормит народ", а наоборот, и что с мнением простых людей "слуги народа" должны считаться. Мало кто из этих организаций предпринимает какие-либо шаги для работы со средствами массовой информации, для того, чтобы сделать свою организацию известной, укрепить её имидж, привлечь достаточное количество добровольцев, заработать "кредитную историю", без которой с ними никто не будет вести серьёзного разговора.

Правда и то, что привлечение добровольцев идёт достаточно сложно. В отличие от США, например, добровольный труд на благо общества в современной России пока не только не стал элементом национальной культуры, а, напротив, в значительной степени дискредитирован, как и понятие "общественник" в целом. Поэтому общественные организации, работающие в этом направлении, начинают не с "нуля", не с побуждения людей, а с "минуса" − преодоления их предубеждений.

Правда и то, что государственные структуры до сих пор находятся под гипнозом цифр. И если некоммерческая организация не поражает воображение своими количественными показателями или масштабами работы, на неё мало кто обращает внимание. Из-за этого многие прекрасные идеи и инновационные модели работы общественных организаций остаются неизвестными государственным структурам, не получают своего воплощения и распространения.

Правда и то, что наличие межведомственных барьеров не только затрудняет работу государственных органов, призванных решать проблемы старшего поколения, но и осложняет межсекторное взаимодействие, особенно если общественные организации пытаются решать комплексные проблемы какой-то группы пожилых людей.

Пока наиболее открытыми и готовыми к сотрудничеству с некоммерческими организациями в сфере работы с пенсионерами являются органы социальной защиты населения, которые хотя и не признают общественные организации эффективно действующими субъектами, но, по крайней мере, демонстрируют понимание того, что они необходимы для решения проблем старшего поколения.

Ещё одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с жилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие позитивные изменения происходят в системе социального обслуживания пожилых людей?
  2. Назовите конкретные проблемы социального обслуживания людей старшего возраста в России.
  3. Почему, на ваш взгляд, территорией реализации совместного проекта Российско - Европейского фонда "Поддержка развития системы социального обслуживания пожилых людей" стали город Кемерово и Кемеровская область?
  4. Какую помощь оказывают пожилым людям некоммерческие (общественные) организации?
  5. Чем отличается деятельность НКО от работы государственных социальных служб?
  6. Обоснуйте значимость и актуальность участия общественных организаций в оказании помощи пенсионерам.
  7. Каковы конкретные проблемы взаимоотношений государственной системы обслуживания и общественных организаций, работающих с пожилыми людьми?